• USD ЦБ 0 / EUR ЦБ 0
  • Избранное
  • (2019)

    Издается с 7 мая 1993 года

    • Сейчас не время стоять на месте

      2016.11.18082Городская коммуналка – «беспокойное хозяйство», и нынче там снова пора перемен.

      До 1 декабря в Нижневартовске должен быть разработан проект модернизации комплекса ЖКХ. Такое поручение департаменту ЖКХ и руководителям жилищно-коммунальных предприятий дал глава города на недавнем совещании. Акцент сделан на том, что модернизация отрасли требует внедрения современных технологических и управленческих решений, как следствие – повышения эффективности. На вопросы редакции о грядущих переменах отвечает главный инженер ОАО «Управляющая компания № 1» Юрий ПОХИЛА.

      - Юрий Анатольевич, кажется, еще недавно городское ЖКХ переживало этап модернизации. Были изменены система управления и подходы, стали внедряться новые технологии. Теперь что – очередной виток? Каковы предпосылки для нового этапа модернизации?

      - Сейчас не время стоять на месте. Причины для улучшения сложившегося порядка и для перемен всегда найдутся. Особенно в свете развернутой кампании и активного внимания к сфере ЖКХ. На фоне финансового кризиса, когда доходы населения упали и уменьшилась собираемость, участились разговоры о необходимости реформирования ЖКХ для снижения издержек. Это и есть основная предпосылка проведения очередного этапа модернизации. На уровне министерства ЖКХ и энергетики говорят о том, что необязательно должны повышаться тарифы. Так и происходит сегодня, есть немало примеров, когда цены снижаются. И утверждать, что ЖКХ – «монстр, который все время увеличивает тарифы и пытается ограбить население», в корне неверно.

       

      - Есть мнение, что аппарат городской коммуналки нереально раздут, что высокая плата за собственный кров и услуги ЖКХ для населения, по сравнению с другими российскими городами, сложилась, в том числе, по причине высоких расходов на содержание аппарата чиновников от коммуналки.

      - На самом деле, когда говорят, что способ управления ТСЖ (товарищество собственников жилья) лучше, не соглашусь. При нем нужен не меньший аппарат, и об экономии там тоже трудно вести речь. Представьте, на один жилой дом – руководитель, бухгалтер, юрист, энергетик, остальной обслуживающий персонал они нанимают. И это всего на один дом. При способе управления УК – почти такой же штат на 300 с лишним домов.

      В нашей управляющей компании работают 150 человек – это меньше одного человека более чем на два многоквартирных дома. Так что это не аргумент.

      Вопрос, скорее, в управляемости. Одно дело наводить порядок в одном единственном доме, другое – в нескольких сотнях домов. С этой точки зрения разук-рупнение, дробление больших УК на более мелкие и распределение между ними жилищного фонда для улучшения обслуживания – лучший вариант. И это один из путей, по которому, возможно, придется пойти.

       

      - Какую задачу городские власти ставят перед жилищниками?

      - В первую очередь, добиться улучшения качества услуг при меньших затратах. И не то чтобы снизить, а хотя бы не повышать. Наверное, этого можно достичь. Можно и завуалировать, хотя я – не сторонник.

       

      - Например?

      - Некоторые жильцы домов говорят: почему мы должны платить за текущий ремонт, который будет через пять лет? Хорошо, пожалуйста, мы можем не брать сейчас плату за текущий ремонт. Таким образом, квартплата снизится. Но через пять лет, когда придет время ремонтировать подъезд, жилищники придут к вам, чтобы собрать на эти цели по 10 000 рублей (цифра условная). Вот вы лично будете готовы сразу заплатить такую сумму?

       

      - Честно говоря, не знаю.

      - Вот и я не знаю. А так с жильцов взимается около 200 рублей в месяц (цифра условная), и вроде не накладно. Накопилась определенная сумма – сделали ремонт.

      Но именно в новом подходе многие видят резон и находят рациональное зерно. К слову, такой эксперимент уже проводится на одном из жилых домов в Нижневартовске. Мы убрали там ежемесячную плату за текущий ремонт. Квартплата, соответственно, снизилась. Но мы всех сразу предупредили о том, что придет время и наступит час пик. По действующему законодательству собственники вправе самостоятельно определять стоимость жилищных услуг (по содержанию жилья, сетей, конструктивов, уборке и т.д). Если коммунальные тарифы нам устанавливает субъект РФ, то на формирование жилищных тарифов вправе влиять собственники. И этот вопрос, как и многие сегодня, зависит от жильцов. Помните, был такой советский мультфильм про многоквартирный дом. Там лесные звери живут в доме, кто как хочет: один перепланировку делает, второй – в ванной бассейн устраивает, третий – огород на балконе разводит… И в конце концов дом разваливается.

      Поэтому нужно понимать, что в многоквартирном доме важно соблюдать нормы общежития. Жилой дом – единый организм, все жильцы в нем – хозяева. Понимание этого тоже важно для проведения модернизации отрасли. Сознание должно быть качественно иным. Меняться нужно всем: и жилищникам, и потребителям услуг ЖКХ.

       

      - Какие еще варианты изменений обсуждаются сейчас?

      - Как я уже сказал, большинство склоняется к необходимости разукрупнения. В городе большое число микрорайонов, высотного жилья. Представьте, что от каждого дома на прием к директору УК придет хотя бы один посетитель, да он за день не сможет всех принять. Так что, вполне возможно, что в городе увеличится число УК. Многие наши подрядные организации получили лицензии на управление, а домов у них нет. И взять их под свое крыло они готовы хоть завтра. Вопрос о переходе в управление другую УК решается собранием собственников, и вот тут, конечно, не все так просто. Жители у нас достаточно консервативны: а зачем менять, если все хорошо? Поэтому горожан уже сегодня хочется успокоить: если что-то и будет происходить в рамках муниципалитета, то все компании, которые созданы или будут созданы на базе УК № 1 и № 2, ПРЭТ № 3, Жилищных трестов № 1 и № 2 – это муниципальные организации. Так что революции, по сути, не произойдет. У администрации пока нет планов избавляться от управляющих компаний. На примере других городов уже давно стало ясно, что когда в сфере ЖКХ работает большое число частных компаний, то с ними довольно непросто работать администрации. Жилищный кодекс так выстроен, что частники могут вообще не взаимодействовать с администрацией города.

       

      - Юрий Анатольевич, каким будет проект модернизации, который должен быть подготовлен к 1 декабря?

      - Сложно сказать, каким он будет. Пока есть только общая концепция. И понимание, что выстраивание эффективной системы управления – важное условие для работы комплекса ЖКХ в современных условиях, в том числе и для дальнейшего внедрения новых технологий.

      Одно из уже озвученных предложений предполагает возврат к прежней схеме с объединением УК жилищных трестов, когда управление и содержание сосредоточено в одних руках. Хотя все настолько спорно: лучше ли это будет на самом деле? В управляемости, наверное, да – легче работать напрямую. Уменьшится число передаточных звеньев, сократится время исполнения заявок и т.д.

      Правда при этом теряется возможность аутсорсинга – передачи частных функций на внешнее исполнение, которое при действующей схеме управления широко используется. УК занимается только управлением. У нас нет ни баз, ни обслуживающего персонала, ни материально-технического снабжения. А с объединением появятся еще и хозяйственные функции. Лучше это или хуже – не знаю. Сложно оценивать достоинства и недостатки схем, которые еще не опробованы. Не хотелось бы наступать на грабли. Всегда, когда эксперимент проводится, правильно было бы выделить экспериментальную площадку. И внедрять новшество не сразу и не у всех. Лишь после отработки пилотного проекта, при наличии положительного опыта внедрять его дальше. Оценивать преобразования должны люди, такая обратная связь в нашем городе работает. Это моя точка зрения.

      Если говорить о сегодняшнем состоянии ЖКХ, то мы давно стали более открытыми: практически обо всем мы публикуем информацию на сайте, все в свободном доступе. Если что-то непонятно или сложно разобраться, в ЖЭУ или в УК объяснит определенный специалист. Эксплуатация жилья и работа с населением – главные задачи управления. Современное развитие города – это не просто набор инженерных и технических мер, но и комплексное развитие городского пространства, включая обслуживание жилых домов, обустройство тротуаров, детских площадок, пешеходных зон, парков, дорог, остановок общественного транспорта, мест отдыха. Горожане сегодня создают спрос на изменения. Они определяют и направление преобразований.

       

      - Когда говорят о модернизации ЖКХ, то речь идет и о приватизации коммунальных муниципальных активов. Это неизбежный процесс?

      - Не могу сказать, этот вопрос решается на другом уровне. У нас в управлении только жилые дома, их приватизировать невозможно. По сетям вопрос рассматривается, и здесь все сложнее. Нам пытаются доказать, что концессия – лучший путь. Но лично я не уверен. У муниципальных предприятий тоже главная задача – извлечение прибыли, а уж у коммерческих структур тем более. Возникает еще масса вопросов, в том числе и с территориальной принадлежностью тех, у кого больше шансов выиграть концессионные соглашения.

       

      - Городское ЖКХ – это еще и огромное число людей, работающих в отрасли. Как грядущие перемены отразятся на их судьбах?

      - Любые изменения всегда имеют последствия. Любая реорганизация сказывается на коллективе. Преобразования у нас уже были, люди помнят, что тогда произошло обновление кадрового состава. Но не стоит бояться лишиться работы, будут предприняты все меры, чтобы работники не пострадали. Опыт в проведении преобразований у нас уже есть.

      Беседовала Татьяна Шлыкова

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить

    Архив

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить

    Карта города

    Каталог предприятий

      Развернуть список