Черное лето-2014: кто виноват и что делать?

- Туристический рынок в этом году преподносит россиянам неприятные сюрпризы. Лето 2014­го стало «черным» для целого ряда туроператоров, в том числе и для лидеров рынка. Чем это можно объяснить?

- Все, что произошло и происходит – предсказуемо. Во всяком случае для тех, кто работает в условиях реальной экономики. И я этого ожидала. Нельзя бесконечно трудиться в условиях демпинга. Многим, кто открывал фирмы, казалось, что туристический бизнес – это что-то легкое и приятное. Да, бизнес этот высокооборотистый, но низкорентабельный. И когда сократился спрос, появились проблемы. Те, кто были не готовы ради доброго имени расстаться с ранее нажитым и компенсировать туристам убытки, с рынка ушли, объявив себя банкротами.

 

­- Но ведь в числе тех, кто разорился нынешним летом – солидные операторы. Вероятно, просто так банкротами они не стали бы себя объявлять. Какие были на то причины?

- На банкротство крупных операторов повлияли три основных фактора. Наступили не самые благоприятные времена для всей туристической отрасли. После осложнения ситуации на Украине, против России был введен ряд санкций. Туристический рынок ощутил это на себе, когда часть людей вынуждена была отказаться от поездок за рубеж. Речь о силовиках, госслужащих. Если добавить сюда членов их семей, то получится ни много ни мало – минус 20–25 процентов потенциальных клиентов. Кто-то отказался от зарубежных поездок из-за подозрений в русофобских настроениях. Сказался на обвале рынка и рост курсов доллара и евро.

Кроме того, в сложившихся условиях, когда рынок «просел», возник избыток перевозки. И как следствие, жесткий демпинг. Еще раз подчеркну, что сейчас я говорю об операторах. То есть об организациях, которые создают туристический продукт. Оператор – это своего рода завод, который формирует турпакет, включающий в себя перелет, проживание в гостинице, трансфер, работу гида, переводчика, экскурсии, питание и многое другое. Туристическое агентство – это розничная сеть, которая продает путевки от имени оператора. Поэтому вышеназванные причины к разорению агентств не имеют никакого отношения. Но об этом скажу чуть позже.

 

­- Татьяна Владимировна, а не было у вас ощущения, что бизнесмены от туризма просто нашли удачное время, чтобы уйти с рынка, прикрывшись неблагополучными обстоятельствами?

- В случае с отдельными операторами очень похоже на то. Увидев, как безнаказанно избавились от бизнеса собственники, некоторые коллеги по цеху тоже решили выйти в кэш, то есть забрать наличные. И, как водится, прихватили клиентские деньги за уже оплаченные туры. Судите сами: один из обанкротившихся операторов до девяти вечера продавал путевки, а на следующее утро объявил о банкротстве. Неужели за ночь могло что-то произойти? Нет. Значит, сделано это было намерено. Очевидно, что оператор заранее планировал, извините за слово, «кинуть» клиента. Просто иначе это не назовешь. При этом, доказать злой умысел практически невозможно. Мошенничество – одна из самых трудно доказуемых статей. В итоге всю ответственность за случившееся взяли на себя страховые компании и Ассоциация «Турпомощь». К слову, ассоциация – это некий «общий котел», куда отчисляют средства для помощи туристам все благонадежные туроператоры, в том числе и «Спутник». Хотя даже эти средства вряд ли смогут покрыть все издержки, которые по вине недобросовестных операторов понесли россияне.

А большая часть сегодняшних банкротств связана с тем, что собственники не прислушались к своим финансистам, которые, скорее всего, сигнализировали руководству о накоплении убытков. Кто-то просто не смог заранее просчитать ситуацию.

 

­- Если вернуться к разговору о банкротстве туристических агентств, почему разоряется «розница»?

- Не вижу на это уважительных причин. Когда «лопаются» агентства, ссылаясь на глобальные экономические затруднения, мне это не понятно. Те, кто работает на этом рынке давно, понимают: агентство не отвечает по обязательствам туроператора юридически. Их дело продать уже сформированный турпакет и получить за это агентское вознаграждение. В Нижневартовске зарегистрировано порядка 150 турфирм и только пять из них я могу назвать серьезными. Очень многие – дилетанты. Желая понравиться клиенту, например, они дают огромные скидки. А это – заранее заложенная «мина» под собственную экономическую безопасность.

 

­- Немыслимая скидка – это сколько? И какой может быть в этом подвох?

- Посчитайте сами: оператор дает агентское вознаграждение в размере от 3 до 14 процентов, в зависимости от объема продаж. Даже «Спутник» – крупнейшее агентство в регионе и единственный оператор в Нижневартовске – не может дать своему клиенту, пусть самому любимому и дорогому, 15­процентную скидку. Потому что при таком раскладе мы просто не сможем существовать. Я – человек, который работает в этом бизнесе без перерыва вот уже 28 лет, – четко понимаю: чтобы фирма работала легально, выполняла обязательства перед сотрудниками и государством, содержала офис, оплачивала связь и рекламу, нужны деньги. Предоставив скидку даже в 10 процентов, этих обязательств не выполнить. Кроме того, собственник тоже должен что-то зарабатывать. Иначе для чего он вкладывает свою жизнь в этот бизнес? Но многие агентства смотрят на полученные доходы как на «живые» деньги, а не как на оборотные средства. И вот уже то, что вы заплатили агенту за путевку, идет на его личные нужды. Как следствие – оператор не получает от фирмы ваших денег. А нет денег – нет товара. Таким образом уже четыре Нижневартовских агентства, что называется «под шумок», обманули своих туристов.

И я знаю еще несколько фирм, которые с большой вероятностью не сегодня­-завтра разорятся. Правда, назвать их не могу по этическим соображениям.

 

­- Так какую же скидку получить реально? Так, чтобы не возникало сомнений?

- Желая понравиться и удержать клиента, можно дать пятипроцентную скидку. Постоянным клиентам, как правило, предоставляется семь процентов. Дать восемь процентов, значит, сработать в ноль. Если кто-то предлагает больше, нужно насторожиться. Сегодня от этой экономии ты счастлив, а завтра можешь попросту не найти «щедрых» владельцев, остаться без денег и без путевки.

 

­- А если говорить о так называемых «горящих» путевках? Тут тоже какой-то подвох?

- Иногда путевку, действительно, можно купить дешевле, чем обычно. Но имейте в виду: во всем мире настоящая «горящая» цена наступает максимум за сутки до вылета. И только в безвизовую страну. При этом человек должен буквально на чемоданах сидеть, ожидая такого тура. А все, что продают раньше чем за сутки и называют «горящим», как правило, не «горит». Все, и мы тоже, продаем такие туры. Но вряд ли можно доверять фирме, специализирующейся на продаже «горящих» путевок, экономика такого предприятия убыточна заведомо.

 

­- А как выбрать «правильное» агентство? Как не ошибиться?

- Лично я доверяю всего пяти агентствам в городе. Пяти из ста пятидесяти!!! Прежде чем купить тур в небольшой фирме, хотя бы узнайте, кто ее владелец. Сегодня это, пожалуй, единственная гарантия того, что вас не обманут. Зачастую недобросовестные агентства ничего за душой не имеют. И пусть простят меня коллеги по цеху, я не хочу плясать на костях, но скажу так: брэнд «Спутник», фамилии Жигулина и Сочилин знают многие. И в сложившейся ситуации при выборе агентства, наконец­то, начинает работать фактор репутации. И именно благодаря ей, клиентов у «Спутника» за последнее время прибавилось.

 

­- Как вы считаете, может, в сложившихся условиях стоит и вовсе отказаться от покупки сформированного турпакета и путешествовать самостоятельно? Да и обойдется такое путешествие дешевле.

- Это приемлемый вариант для тех, кто свободно владеет иностранными языками. И в затруднительной ситуации сможет за рубежом самостоятельно разрешить вероятные проблемы. Что касается стоимости поездки «дикарем», то вряд ли она будет значительно дешевле, чем готовый турпакет. И вот почему: туроператор покупает билеты, номера, трансфер и все, что включает себя турпакет, оптом, а значит, дешевле, чем турист купит самостоятельно. Кроме того, известны случаи, когда россияне бронируют гостиницу через Интернет, а по приезду, что называется «целуют двери». Так что в самостоятельных поездках тоже много «подводных камней».

В «Спутник» время от времени обращаются туристы, которые отправились за рубеж «дикарями» или купили тур в другом агентстве, но столкнулись с неприятностями. Они звонят нам: «Помогите!» Недавно обратились югорчане, отправившиеся на отдых в Италию. Семью не заселяли в отель. Они нашли наш телефон, позвонили в офис «Спутника», и мы, несмотря на то, что путевки были куплены не у нас, приняли все меры, чтобы решить проблему. Наверное, сказывается наш опыт. В таком режиме мы работаем уже 28 лет. Каждый день. Кстати, наш сегодняшний слоган звучит именно так: «Мы работаем каждый день с 1986 года».

 

­- Татьяна Владимировна, можете ли вы дать какой-то прогноз на будущее? Последует ли очередная волна банкротств?

- Думаю, сегодня ни один эксперт не возьмется что-то прогнозировать. По слухам, один из крупнейших российских операторов сейчас в стадии продажи бизнеса, ко второму оператору одна из авиакомпаний предъявила многомиллиардный иск. Как будут развиваться события, покажет время.

 

­- Уже сегодня югорчане планируют зимние каникулы. Стоит ли покупать туры на этот период?

-­ Вопрос провокационный. С одной стороны, я сейчас рублю сук, на котором сижу, с другой – не поворачивается язык дать ложные рекомендации. Если вы летите в ближайшее время, переживать не нужно. А вот покупать зимние туры в октябре не стоит. Понимаю, за эти слова коллеги по цеху меня не похвалят. Да, говорю не в пользу бизнеса. Но заметьте, в том числе, и не в пользу собственной корпорации. Совет один: обращайтесь в проверенные агентства. И помните: что бы ни происходило, мир прекрасен, потому что можно путешествовать.

10:33 25.09.2014
1347

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90