Поговори со мною, мама

14 октября в Нижневартовске из окна подъезда с 15 этажа выбросилась молодая женщина. В ее сумочке была обнаружена предсмертная записка.  12 октября на территории нижневартовского кладбища обнаружен труп повесившегося мужчины. Чуть раньше в Ханты-Мансийске покончил с собой 14­летний школьник только из-за того, что мама отказалась купить ему смартфон. В этом же месяце стало известно о смерти 13­летней девочки, решившей расстаться с жизнью. Школьница выбросилась из окна, потому что была недовольна своей фигурой. И это далеко не все самоубийства, совершенные в округе в октябре.

Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно­сосудистым заболеваниям. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тысяч человек. Россия же лидирует по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток свести счеты с жизнью увеличилось на 35–37 процентов.

По данным исследования, только в 2009 году в России покончили с собой 1 379 юношей и 369 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. В 2013 году Следственным комитетом РФ зарегистрирован суицид 461 несовершеннолетнего.

Официальная статистика фиксирует явные случаи добровольного ухода из жизни. В действительности масштабы подростковых самоубийств в России могут быть гораздо выше.

В ситуациях, когда повод для суицида установлен доподлинно, статистика говорит о том, что причиной трагедии служат в основном неразделенная любовь или конфликты с родителями. Марина Денисова, психолог «Центра социальной помощи семье и детям «Кардея» констатирует проблемы детско-­родительских взаимоотношений – наиболее часто встречающиеся и актуальные темы, с которыми обращаются за психологической помощью. И в доказательство приводит примеры из практики.

­ Отец 15­летнего подростка обратился с проблемой недопонимания со своим сыном. Парень не желал учиться, выполнять домашние задания, а вместо этого из его комнаты постоянно звучала громкая музыка на английском языке. По нашей рекомендации родитель предложил сыну разбирать и записывать слова зарубежных песен, чтобы понять, о чем поют любимые исполнители. Результат оказался удивительным: музыка стала тише, а у сына пробудился сильный интерес, почти страсть, к английскому языку. Впоследствии учебный год был успешно закончен.

Другой пример. Мать подростка обратилась с жалобой на непослушание 13­летнего сына. Подросток не проявлял особого интереса к учебе, требовал дорогие вещи, телефон, шантажировал уходом из дома, если не получит желаемого. Беседуя с родителями, мы выяснили, что в семье воспитанием сына занималась преимущественно мама. Отец был загружен на работе и если уж находил время для воспитания, то только окриками и строгими запретами. Мама же за хорошие оценки поощряла сына деньгами уже с четвертого класса. Специалисты провели индивидуальное психологическое консультирование родителей. Кроме того, они посещали психологический тренинг на тему «Взаимодействие родителей и детей». Сам подросток прошел программу групповой психологической коррекции нарушений эмоционально-личностных отношений. В результате родители, осознав, что финансовое вознаграждение за успеваемость не развивает ответственности за собственные поступки, перестали платить сыну за оценки. Отказались они и от агрессивного воспитания, поняв, что крики и запреты только отталкивают подростка от родителей. Парень тоже одумался.

Марина Денисова уверена, что взрослые должны разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, увлечениями, проблемами и успехами. Мамам и папам нужно выработать единую тактику поведения в общении с ребенком, не допускать ситуаций, когда один родитель что-то запрещает, а другой – разрешает, создавая тем самым условия для формирования впоследствии «шантажирующего» общения между ребенком и родителями.

­ Я всегда говорю: пока родитель не осознает, что проблемное поведение ребенка это своеобразная лакмусовая бумажка, которая свидетельствует о трудностях в семейных и детско­-родительских отношениях, решение проблемы не сдвинется с места. Краткие рекомендации по выстраиванию гармоничных взаимоотношений между «отцами и детьми», нехитрые правила жизни, поведанные специалистами родителям, дают хорошие результаты.

От первого лица

Отец Владимир (Захаров), клирик храма Рождества Христова:

- По мнению Православной Церкви, жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами, а зачастую они бывают надуманными, совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, и доходит до черты самоубийства.

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как тягчайший грех.

Рекомендации психолога

Лучшее лекарство – любовь.

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, за то, что он есть! Важно постоянно говорить ребенку, что он вам нужен и важен, что его существование для вас – радость.

Оказывайте помощь умеренно, не надо все решать за ребенка. Если ему трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Помните принцип «по любви, а не за деньги»: сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему – учиться, помогать по дому, – некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят. Этот путь очень опасен да к тому же малоэффективен. Обычно дело заканчивается тем, что претензии ребенка растут, он начинает требовать все больше, а обещанных изменений в его поведении не происходит. Все потому, что человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняет характер: теперь он занят не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег».

Активно слушать ре­бенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок, назвать «по имени» его чувство или переживание. Это способствует эмоциональному сближению и развитию взаимопонимания вас и вашего ребенка.

Разрешайте конфликты конструктивным путем: выслушивайте ребенка,   не перебивайте, дайте возможность ему самому первому предложить наиболее приемлемое решение.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. У младших школьников это познавательная активность, у подростков – принадлежность к группе сверстников (родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не дружить», «не ходить», «не надевать», «не участвовать»), у старшеклассников – самоутверждение, принятие ответственности за себя, за свои решения. Если ведущие потребности хронически не удовлетворяются, у ребенка повышается возможность оказаться в числе людей с эмоциональным неблагополучием и конфликтными взаимоотношениями с родителями.

Отказывать ребенку нужно уверенно, не допуская сомнений. При этом следует пояснить причину отказа и время ожидания, когда желаемое будет достигнуто. Помните о данном ребенку слове. Пустые обещания снижают авторитет родителей. Если знаете, что не сможете реализовать обещанное, лучше не обнадеживать. Ребенок вряд ли забудет, а опасность потерять доверие – слишком велика.

Взрослым следует помнить о том, что эмоционально неблагоприятные отношения матери и ребенка в раннем детстве являются первопричиной тяжелых дефектов эмоциональной сферы личности подрастающего малыша, выражающихся во всевозможных фобиях, повышенной тревожности, упрямстве, болезненной застенчивости, агрессивности и жестокости.

13:50 16.10.2014
1192

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90