ЖКХ – на контроле прокуратуры

Вопросы соблюдения прав граждан и исполнения законодательства в этой сфере прокуратура рассматривает, как одно из приоритетных направлений своей работы. Об этом наш разговор с помощником прокурора г. Нижневартовска Евгением Шелестом.

­

- Евгений Николаевич, можно ли выделить наиболее распространенные жалобы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства?

- Ненадлежащее содержание дома, низкое качество коммунальных услуг, предоставляемых УК, неверное начисление платы, – пожалуй, самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются жильцы домов. Одним из основных камней преткновения в последнее время стало начисление платы за общедомовые нужды. Однако нормы потребления утверждены, и оспорить их можно только в судебном порядке. Правда, о прецедентах я пока не слышал. Но, так или иначе, в соответствии с Постановлением правительства № 354, общедомовые приборы учета должны быть установлены в каждом МКД при наличии технической возможности. Это императивная норма и обсуждению не подлежит. Сделано это было, в первую очередь, для реализации Закона об энергосбережении.

 

-­ Нормы нормами, но иногда возникают откровенные «перекосы», когда людям приходится ежемесячно платить за лишние, не потребленные ими кубы воды, например. Почему это происходит?

- По идее, в каждой квартире должны стоять индивидуальные приборы учета, а сведения с их данными ежемесячно предоставляться в ЖЭУ. Если приборы не установлены, начисление за потребление ресурсов происходит по нормативу. Сумма этих показаний вычитается из показаний общедомовых приборов. Полученный результат делится на всех зарегистрированных в многоквартирных домах жильцов.

Если установка общедомовых приборов учета – обязательна, то заставить поставить их в собственной квартире жильца никто не обязывает, это – дело добровольное. Бывают случаи, когда зарегистрированы 1­2 человека, а по факту в квартире проживает гораздо большее количество людей. А между тем, в таких случаях начисления осуществляются по нормативу только за количество зарегистрированных граждан. Все остальное рассматривается как «общедомовые нужды» и «раскидывается» на всех жильцов МКД. Отсюда появляются случаи увеличения общедомовых затрат по воде.

­

- И как с этим бороться? Как доказать, что, по сути, одни соседи платят за других?

- Прежде всего, жильцы должны быть сами активны и заинтересованы в экономии ресурсов, и, как следствие, собственных денег. Если собственники знают о том, что в какой-то из квартир их МКД отсутствуют индивидуальные приборы учета, и при этом в ней проживает большее количество человек, чем зарегистрировано, значит, должны понимать, что и потребление воды здесь больше, чем заложено нормативом. Равно, как и сознавать, что весь перерасход ложится на плечи соседей. Чтобы не платить за других, жильцам нужно обратиться в Управляющую компанию, пригласить участкового полицейского или представителя федеральной миграционной службы и сделать осмотр квартиры. В случае, если факт проживания «лишних» людей подтвердится, составляется соответствующий акт, на основании которого УК будет обязана переначислить плату с момента составления этого документа.

 

­- Если возникает нарекание к работе коммунальщиков, то куда или кому нужно в первую очередь жаловаться?

- Думаю, что для начала все же нужно обратиться в свою Управляющую компанию. Главное, жалоба или просьба должна быть изложена письменно и зарегистрирована по всем правилам. Если реакции на жалобу не последует, то у вас на руках будет подтверждение об обращении. Это станет основанием для проверки УК уже надзорными органами, в том числе и прокуратурой. Но, исходя из своей практики, могу сказать, что примерно в 40% случаев УК сами довольно активно идут на устранение выявленных нарушений.

 

­- В течение какого времени УК должна отреагировать на обращение?

- Срок проведения проверки органами контроля и надзора не должен превышать месячного периода. В случае, если в УК направляется запрос о предоставлении какой-либо информации, то ответ должен быть получен в течение 20 дней.

Если в обращении собственник сообщает о необходимости провести аварийные работы, например, в доме отсутствует тепло, вода, освещение, то УК должна устранить неполадки в течение максимум трех суток. Если же речь идет о ненадлежащем содержании дома, например, о некачественной уборке общедомовой территории, подъезда, замене лампочек, перерасчете, то для решения этих вопросов у компании есть тридцать дней. Максимум.

 

­- Один из наших читателей жаловался, что из его крана вместо горячей воды поступает чуть теплая – около 30 градусов. Куда ему обратиться?

- Если вода ниже 40 градусов, УК должна сделать перерасчет и начисление должно осуществляться не как за горячее, а как за холодное водоснабжение. Принять меры для устранения проблемы УК должна в течение суток, наладить водоснабжение – в течение трех суток с момента обращения. В случае, если вопрос не решен, гражданин может обратиться с жалобой в службу жилищного надзора либо в прокуратуру. Хотя, сотрудники прокуратуры все равно привлекают к экспертизе специалистов этой службы. Располагается она по адресу: г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 40.

 

-­ В зимний период у горожан возникает много нареканий относительно вывоза и уборки снега. Жалуются люди в прокуратуру?

- Действительно, можно проследить некую «сезонность» обращений. Да, зимой вартовчане нередко жалуются на несвоевременный вывоз снега с придомовых территорий. Кто-то беспокоится о том, что снежные кучи дети используют в качестве горок, что небезопасно. Немало нареканий поступает в это время года и от автомобилистов, которым снежные кучи загораживают обзор. Безусловно, на каждое обращение прокуратура реагирует, потому что наша задача – защита прав граждан и надзор за соблюдением их жилищных прав.

 

­- То есть, если из-за снежного завала, который ограничивает видимость, произойдет, скажем, столкновение автомобилей, можно смело отправляться в суд с иском к Управляющей компании?

- Если после проведения прокурорской проверки будут выявлены нарушения, касающиеся складирования снега. со стороны Управляющей компании ли­бо ее подрядной организации, можно взять материалы этой проверки и отправиться с ними в суд. Но зачастую снег все же складируется в местах, специально для этого отведенных. Если говорить о своевременности вывоза, то нужно понимать, что законодательством предусмотрена возможность тридцатидневного срока хранения снега в месте первоначального сбора. В каждом микрорайоне определены такие места, схемы с расположением этих участков имеются в Управляющих компаниях.

 

­- Можно ли составить некий «антирейтинг» Управляющих компаний в Нижневартовске? На кого чаще жалуются?

- Сказать, кто находится в аутсайдерах, сложно. Судите сами: Управляющие компании № 1 и № 2 обслуживают едва ли не 80% всего жилого фонда Нижневартовска. Остальные 20% приходятся на долю небольших УК. Но если исходить из примерной пропорции обслуживаемого фонда и количества поступивших обращений граждан, то здесь лидирует УК «МЖК «Ладья». Учитывая территории обслуживания, примерно одинаково жалуются как на первую и вторую Управляющие компании, так и на ПРЭТ­3, являющийся муниципальным унитарным предприятием и обслуживающий старую часть города, поселки Дивный и Солнечный. Так что, сделать однозначный вывод от том, кто работает хуже, а кто – лучше, сложно. В первую очередь граждане делают выбор, когда выходят из одной УК и просятся на обслуживание в другую.

 

­- Есть и такие примеры?

- Ярким примером стал дом № 44 по улице Неф­тяников. В течение двух месяцев жильцы пытались выйти из УК «Жилище сервис». При этом, компания всячески затягивала процесс передачи документов. В итоге вопрос решился, и сегодня в доме работает ТСЖ «Молодежный», как того и хотели собственники.

Кстати, некоторые УК еще и приносят доход своим нанимателям (собственникам МКД) за счет использования общедомового имущества. Например, УК заключила договор (естественно, с согласия собственников) на размещение на торце дома рекламы. А за счет полученной прибыли установила общедомовые приборы учета, то есть жильцы не заплатили за это ни копейки. Когда жильцы решили отказаться от услуг этой УК, то оставшиеся средства – более 400 тысяч рублей – были аккумулированы на счету собственников дома.

К сожалению, до сих пор не все еще осознают, что являются не просто квартиро­съемщиками, а именно собственниками жилья. И что судьба дома напрямую зависит от занимаемой жильцами позиции. Не все понимают и то, что Управляющая компания – это фирма, нанятая жильцами для того, чтобы в доме было чисто, тепло, и он находился в целости и сохранности.

Беседовала Александра Сергеева

16:07 30.10.2014
1190

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90