Репетиторство, как одно из решений проблем образования

В образовании произошли большие перемены, повлекшие за собой персональную ответственность обучающихся и их родителей за качество знаний. Изменения в программе, появление профильных классов в общеобразовательной школе, активное внедрение ЕГЭ, ГИА в систему контроля знаний, умений и навыков учеников, балльная система при зачислении в вуз – все это потребовало повышения качества обучения.

Образовательное учреждение не всегда может справиться с этим по ряду причин: индивидуализация обучения, порой, отсутствует, идет работа со всей группой, пробелы в знаниях иногда диагностируются формально. В итоге – не каждый обучающийся в силу личностных особенностей получает необходимый объем знаний. Добавим, что не всегда правильно простроены личностные отношения педагога с ребенком, в результате возникают ситуации недопонимания, а порой и неприятия. В некоторых случаях родители переводят ребенка в другую школу, но это не всегда удается. Доказать свою состоятельность ребенок может только хорошими знаниями. И тогда мамы и папы принимают решение: нам необходима помощь репетитора.

Попытаемся определить моменты, важные для тех, кто решает дилемму: следует ли воспользоваться услугами репетитора или нет.

Во-первых, должна быть мотивация к репетиторству. О нем размышляют, узнают те, кому это необходимо. Дополнительно к преподавателям обращаются и такие семьи, материальный доход которых не велик, но они понимают, что ребенку необходимо помочь в образовании. У моей знакомой в семье на репетиторство собирали средства буквально по копеечке (дочь была увлечена иностранными языками, – много занималась). В результате девушка поступила в хороший вуз на факультет иностранных языков. В настоящее время она работает в престижной канадской фирме переводчиком. Осуществить мечту ей помог репетитор.

Другой пример. Обратилась мама с просьбой помочь сыну повысить уровень грамотности (допускает в диктантах много ошибок, связанных с неоправданным увеличением букв в слове, например, «мамама», «ввлесу» и т.д.). Оказалось, что ребенок просто боится допустить ошибки и не может самостоятельно справиться со страхом. В данной ситуации на помощь пришел психолог.

Во-вторых, репетиторство имеет свой «возраст». Если в младших классах оно связано, как правило, с пробелами знаний из-за болезни, с индивидуальными психологическими особенностями ученика, то в старших классах приобретает явно выраженный прикладной характер: подготовиться к итоговому контролю знаний, набору необходимых баллов для поступления в учебные заведения. В настоящее время в связи с ЕГЭ и ГИА значительно увеличилось количество учащихся 9–11 классов, обращающихся к репетитору.

В-третьих, выделяется круг школьных предметов, по которым чаще всего обращаются к репетитору. Традиционно это иностранный язык, математика, русский язык. Однако в последние годы востребованными оказываются и репетиторы по другим предметам. Например, ученик хочет поступать в медицинский вуз, который славится высокими требованиями и заоблачными проходными баллами. Репетитор может подготовить по химии, биологии и при этом дать обширные дополнительные знания сверх программы. Обратите внимание на русский язык. Во все вузы он включен в перечень основных предметов и может сыграть важную роль при зачислении. Выпускник школы смог попасть в столичный медицинский вуз на бюджет как раз за счет высоких дополнительных баллов по этому предмету (у других абитуриентов суммарно баллов по химии, биологии, русскому языку оказалось меньше именно из-за русского языка).

В-четвертых, как выбрать репетитора? Некоторые родители выбирают преподавателей вузов. Насколько это оправдано? Надо рассматривать каждый случай отдельно. Если у преподавателя есть свои методические подходы к репетиторству и он дает хорошие результаты, то это вполне может вам подойти. Думается, методика школьных учителей для учеников более понятна и освоена. Попытайтесь договориться о репетиторстве со школьным учителем. Посетите хотя бы одно занятие вместе с ребенком, посмотрите, как общается с ним педагог, как объясняет, какие дополнительные материалы использует, и, наконец, насколько комфортно вашему ребенку заниматься с учителем. Опытные репетиторы, как правило, материал повторяют в системе (оговаривается целый курс для повторения).

В-пятых, в репетиторстве необходима мера. Психологи рекомендуют для дополнительных заданий выбирать не более двух–трех предметов; продолжительность занятий для младших школьников – 45 минут, для учеников 5–9 классов – 60 минут, для старшеклассников – 1 час 30 минут.

В-шестых, используйте источники информации о репетиторстве. Прислушайтесь к рекомендациям знакомых, которые воспользовались услугами преподавателя. Подробно узнайте о профессионализме репетитора, прислушайтесь к отзывам учеников о нем. Некоторые преподаватели хорошо знают предмет, но не могут наладить контакт с ребенком. Выбирая репетитора, просматривайте интернет-­сайты, объявления в прессе.

В настоящее время работают образовательные центры, в которых осуществлен подбор высококвалифицированных специалистов­
репетиторов. В Нижневартов­ске таковым стал центр обучения и развития «Progress».

В заключение хотелось бы отметить, что существенную помощь в устранении пробелов в знаниях, подготовке к ЕГЭ и ГИА могут оказать современные информационные технологии, в частности, «репетитор-онлайн».

Ольга Русовед

15:26 27.11.2014
1160

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90