Хороший ремонт до аварии не доведет

В нашу редакцию обратилась женщина с во­просом: какова мера ответ­ственности сотрудников автосервиса за качество выполненных работ. И что должен знать владелец автомобиля, сдавая машину на починку. За консультацией мы обратились в ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО – Югре, в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе». Вот что ответили специалисты.

При сдаче автомобиля в автосервис прежде всего необходимо проследить за правильным оформлением документов. Первое, что обязаны исполнить сотрудники, – это заключить с потребителем договор в письменной форме. Согласно п. 15 «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290. Наиболее распространенным формуляром является заказ-наряд, но это не исключает использования и иных бланков, лишь бы в них были отражены все необходимые условия и работы.

Если работы выполняются непосредственно при совершении сделки, в присутствии автовладельца, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ, п. 17 Правил). В принципе, это относится не только к таким видам работ (услуг) как мойка, диагностика, подкачка шин, но и к любым другим, выполнение которых происходит в присутствии заказчика. В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека, и т.п. В иных случаях соблюдение письменной формы договора необходимо. Помните: у вас на руках должен быть документ с перечнем выполненных работ, обязательно!

Неплохо бы автовладельцам знать п. 17 Правил. Именно в нем содержится перечень условий, которые необходимо отразить в заказе-наряде:

  • наименование и местонахождение исполнителя, фамилию, имя;
  • отчество и адрес потребителя;
  • перечень работ (услуг), необходимых материалов и запасных частей, предоставленных автосервисом, их стоимость либо предоставленных потребителем, с указанием сведений о их сертификации;
  • дату приема заказа и сроки его выполнения, стоимость работ и порядок их оплаты, гарантийные сроки, если они установлены;
  • сведения о транспортном средстве (марка, модель, государственный номер, номера агрегатов), а также цену транспортного средства, определяемую по соглашению сторон;
  • фамилию, должность лица, оформившего заказ и подписи сторон.

Кроме того, в договор могут быть включены и другие имеющие значение условия, например, о порядке и сроках оплаты за выполненную работу, предоставленные запчасти, сроках устранения недостатков работы, порядок рассмотрения споров и т.д. Однако следует помнить, что условия договора, ущемляющие права потребителя или ограничивающие ответственность исполнителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, будут являться недействительными (п. 2 ст. 400 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В таких случаях все равно будут действовать положения закона.

Приведу пример: статьей 28 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность исполнителя за нарушение срока выполнения работ в виде неустойки – 3% от стоимости работ за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах). Установление в договоре неустойки в меньшем размере, допустим, 0,5%, будет противоречить требованиям закона и, соответственно, потребитель будет иметь право требовать неустойку в законном размере. То же касается и условий о снятии с исполнителя ответственности за недостатки работы, обнаруженные после истечения гарантийного срока: потребитель все равно будет иметь законное право предъявить требования об их устранении в срок в пределах двух лет.

Вместе с заказом-нарядом оформляется акт сдачи-приемки. Его правильное оформление позволяет избежать спора о состоянии автомобиля после ремонта. Чтобы автосервис не смог избежать ответственности за царапины и вмятины, появившиеся на авто после ремонта, в акте необходимо указать, что автомобиль дефектов не имеет, а также отразить его комплектность: коврики, магнитола, колонки, аптечка, домкрат и т.д. Даже частичное повреждение транспортного средства дает потребителю право требовать предоставления ему аналогичного автомобиля или возмещения его двукратной стоимости.

Еще один момент, который хотелось бы отметить – предоставление материалов и запасных частей для выполнения работ самим потребителем. Нередко на стенах автосервисов можно увидеть объявление: «за качество предоставленных потребителем запчастей организация ответственности не несет». Между тем, такое заявление не соответствует действующему законодательству. Дело в том, что в такой ситуации автосервис выступает как лицо, обладающее специальными техническими познаниями, в отличие от потребителя, который может не знать о недоброкачественности передаваемой запчасти. Поэтому в обязанности исполнителя входит проведение проверки предоставленных запчастей.

В первую очередь необходимо определить наличие сертификата соответствия, если запчасти либо материалы подлежат обязательной сертификации. Сведения об этом в обязательном порядке должны быть включены в заказ-наряд либо в приемосдаточный акт. В случае обнаружения явных дефектов качества, об этом также должна быть сделана соответствующая отметка. Исполнитель освобождается от ответственности за недостатки работы только в том случае, когда недостатки переданных запчастей не могли быть обнаружены при надлежащей проверке либо потребитель, несмотря на указание, не заменил предоставленные запчасти на качественные.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненных работ устанавливаются ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если работы (услуги) были выполнены некачественно, можно требовать у автосервиса:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • выполнить работы повторно;
  • уменьшить стоимость работ;
  • возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами;
  • в случае обнаружения существенных недостатков, полностью возвратить все уплаченные суммы и возместить все понесенные убытки.
16:07 09.07.2015
861

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90