«Химия» знаний,

Вопрос родителям, которые твердо решили дать своим детям полное среднее образование в стенах школы, но чьим чадам еще предстоит окончить девятилетку: вы уже определились с профилем обучения своего ребенка в 10–11 классе?

 

Если уверенно ответите «да», я вам по-хорошему завидую. Моя дочь учится в восьмом классе, стало быть, ОГЭ  не за горами. А уверенности в выборе профиля, в том оставаться в своей школе или менять ее на другое учебное заведение, ни у нее, ни у нас, родителей, пока нет. Из общения со знакомыми понял, что ситуация, в общем-то, типичная. А между тем «профильность» образования в старших классах – важнейший элемент сформированной с принятием нового закона «Об образовании» системы подготовки специалистов в России. Задуматься о его важности меня заставили сразу несколько событий, случившихся в последние месяцы.

Сначала я посетил три родительских собрания – в классе, на параллели и заседании управляющего совета гимназии, членом которого меня выбрали в этом году. Везде тема профилей, предпрофильной подготовки так или иначе всплывала. Но особо не актуализировалась. На последнем, классном, собрании с удивлением узнал, что дочь заняла второе место на школьной олимпиаде по химии. Тут же вспомнил, с каким восторгом Лиза отзывалась об уроках по этому новому для восьмиклассников предмету. Между тем, профилей в 10–11 классах гимназии два: филологический и социально-экономический. Не то что углубленного, а даже стандартного для «беспрофильной» школы изучения химии там не будет. Тогда же промелькнула мысль: хорошие результаты восьмиклассника по химии – это следствие легкости вводного курса, «попадания» на хорошего учителя или все-таки «отблеск» возможного призвания? Как помочь ребенку определиться? Спустя буквально неделю у меня появилась возможность задать этот вопрос людям весьма компетентным на мероприятии, проходившем в Нижневартовске в рамках программы «Химия в школе XXI века».

 

Ишь, чего нахимичили!

Программа эта реализуется в городах присутствия нефтехимического холдинга СИБУР при поддержке этой компании. Сотрудничеством промышленных корпораций с учебными заведениями сегодня никого не удивишь. Но лишь немногие из этих самых «продвинутых» предприятий «зрят в корень», оказывая содействие не только подготовке потенциально пригодных для себя специалистов, но и изменению самого содержания школьных программ и предметов. Ярким примером такого подхода, на мой взгляд, и является проект «Химия в школе XXI века».

Цель программы – рассказать школьникам и учителям химии о современном состоянии науки, познакомить педагогов и их учеников с новыми форматами работы на уроках. Механизм достижения декларируемых целей прост, но эффективен. СИБУР финансирует выезд в регионы целой команды профессиональных химиков МГУ им. Ломоносова под руководством куратора проекта, главного редактора журнала «Химия и жизнь» Любови Стрельниковой. Столичные специалисты устраивают двухдневный «научный марафон» из лекций-бесед для учителей, мастерских и интерактивных шоу для школьников. Тематика разнообразна – тут и просветительские доклады с демонстрацией возможностей новых современных материалов, и беседа о том, какие примеры достижений современной нефте- и газохимии могут быть использованы на уроках в школе, и даже дискуссия о так называемом «цифровом слабоумии». Ключевой момент – постоянный диалог ученых-просветителей с аудиторией.

Отдельная история – мероприятия для школьников. Мне удалось побывать сразу на двух: интерактивном шоу «Следствие ведут химики» и мастерской «Химия + Искусство = Science Art». В первом случае старшеклассники благодаря блестящей ведущей Любови Стрельниковой переквалифицировались в самых настоящих расследователей, выдвигая гипотезы разрешения загадок прошлого с помощью химических знаний. Во втором – вместе с хозяйкой мастерской Юлией Боровой стали химиками-художниками, совершая завораживающие превращения веществ для создания уникальных образов. Описывать шоу – неблагодарная задача, их нужно видеть. Удивление, восторг, восхищение – такими чувствами от увиденного делились ребята, покидая актовый зал Лицея, на два дня ставшего центром творческого слета химиков города и района.

 

О пользе естественных наук

Во второй день специалисты СИБУРа устроили для журналистов пресс-завтрак с представителями московской команды. Тут-то я и выплеснул на них все свои вопросы. Оказалось, что профессиональные химики, просветители и популяризаторы науки во многом разделяют озабоченность родителей «пируэтами» образовательных реформ.

Если исходить из того, что цель образования – подготовка школьника к будущей деятельности в обществе, то здесь, на первый взгляд, возможен утилитарный подход: понадобится/не понадобится. Собственно, именно его используют апологеты реформы: если школьник хочет в будущем стать модельером, финансовым директором или президентом страны, то зачем ему тратить время на физику, химию, биологию? Мол, нужно предоставить ему самому право выбирать, какие предметы и в каком объеме изучать, в соответствии с его склонностями и способностями. Однако по мнению доктора химических наук, писателя, лауреата премии «Просветитель» Генриха Эрлиха, проблема в том, что школьники в 14 лет, за редчайшим исключением, сами не знают, чего хотят, они подвержены влиянию друзей, СМИ, кумиров и семьи. В прежние времена выбор будущей профессии делали в выпускном классе (или после службы в армии). Сегодня момент истины отодвинулся еще на несколько лет, и многие начинают всерьез задумываться о том, где работать и чем заниматься, только после получения диплома о высшем образовании в вузе (который они выбрали в свое время под давлением семьи, друзей или в результате поиска самого легкого варианта). Это одна из причин того, что значительная доля выпускников даже престижных вузов, получивших востребованные профессии, не идут работать по специальности.

Как поведали участники программы «Химия в школе XXI века», превращение предметов естественно-научного цикла в «предметы по выбору» накладывается на общее снижение интереса молодежи к естественно-научному знанию, характерное, кстати, не только для России. Между тем, именно естественные науки с их объективными законами и количественным подходом играют ключевую роль в развитии умственных способностей. Четкое понимание того, как одни явления с неизбежностью порождают другие, составление плана действий, моделирование ситуаций и поиск оптимальных решений, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий — всему этому можно научиться только на базе естественных наук. Эти знания и умения необходимы всем, от домохозяйки до крупного государственного чиновника.

Чтобы чувствовать себя в современном мире уверенно и безопасно, надо быть с веществом если не на «ты», то хотя бы шапочно знакомым. А эти знания человек получает в школе на уроках химии.

 

Выбор за нами

Не буду вставать на чью-либо сторону в извечном споре «физиков и лириков», но думаю, что такая представительница естественнонаучного знания как химия уж точно может помочь молодым людям войти во взрослую жизнь во всеоружии знаний о материальном мире. И тут химикам самое время задуматься над тем, как соединить информацию, поступающую к школьникам по телевидению, из СМИ, Интернета с тем, что преподают в школе. В одном исследовании ученые выяснили, что из 250 наиболее часто встречающихся в информационном поле химических терминов 80 – ни разу не упоминаются в школьных учебниках по химии. Современная наука – это давно не только колбы с горелками. Так что программа СИБУРа – проект своевременный.

Кстати, еще в 90-е годы в госстандартах отменили в качестве обязательных лабораторные работы по химии. В Нижневартовске по этой части все не так плохо: и кабинеты оснащены «на уровне», и педагоги достаточно квалифицированные. Это в один голос отметили приехавшие в столицу Самотлора гости. Да и школ с углубленным изучением химии в старших классах у нас аж 12 – каждая третья из общеобразовательных. Более 300 выпускников 11 классов выбрали в 2015 году на ЕГЭ химию в качестве предмета по выбору.

Защитники и того и другого – гуманитарного или естественно-научного – уклона сходятся в одном: ключ к результативности профильного образования лежит не только в качестве и разнообразии курсов в профильных классах, не только в профессионализме кадров эти курсы преподающих, но и в содержании предпрофильной подготовки. Современные школьники и их запросы диктуют свои формулы «химии» школьного знания.

Иными словами, в 8-9 классах все предметы, вне зависимости от имеющихся в старших классах у данного учебного заведения профилей, должны «презентовать» основные отрасли знаний, показывать школьникам весь спектр возможных траекторий их будущего образования. И делать это нужно на современном, увлекательном, технологичном уровне. Тогда мы сведем случайный выбор профиля к минимуму. А это в конечном счете – счастливые дети и довольные родители. Ну, и предприятия, которые получат специалистов, с «младых ногтей» мечтающих о работе у них, а не переучивающихся без отрыва от производства.

 

Количество школ в г. Нижневартовске, ведущих образование
по каждому из профилей обучения:

• индустриально-­технологический – 2

• технологический – 1

• социально-­правовой – 1

• естественно­-математический – 2

• гуманитарный – 1

• естественно­-научный – 1

• оборонно­-спортивный – 3

• гуманитарно­-эстетический – 1

• социально­-математический – 1

• гуманитарно-­математический – 1

• физико-­химический – 1

• социально-­правовой – 1

• социально­-гуманитарный – 15

• филологический – 2

• социально-­экономический – 11

• химико­-биологический – 9

• физико-­математический – 10

• экономический – 2

• информационно-­технологический – 9

(по данным портала http://edu-nv.ru/)

 

Андрей Бондарев

16:10 12.11.2015
940

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90