Мазки-шоу из альбома живописи

Перед вами – Уинстон Черчилль. Он рисует. Историки говорят, что увлечение живописью помогало ярчайшему политику XX века перевести дух, собраться с мыслями и восстановить силы. Его привлекал умиротворяющий импрессионизм: пейзажи, интерьеры, портреты.

Одна из порядка 500 картин, которые он написал лично, в 2014-м ушла с аукциона Сотбис (англ. Sotheby's) за $2,75 млн. Это «Пруд с золотыми рыбками в Чартвелле, 1932 год». Та самая, что он рисует. Зацените. Красота, не правда ли?

Политика – всегда стресс. И для тех, кто ею занимается, и для тех, кто интересуется или ненароком вовлечен. Особенно для избирателей, когда на носу выборы, а в мутной воде современной политики шныряют порой отнюдь не Черчилли. Избирательная кампания, охватившая все российские регионы, в преддверии Единого дня голосования завершается «днем тишины». А значит «всем – ша!» – ни слова о кандидатах и лозунгах.

Предлагаем отвлечься от политических игр, и чтобы собраться с мыслями, обратимся к живописи. Давайте полюбуемся на картины с актуальными до сих пор сюжетами.

Нет-нет, в нашем списке не будет ни сотворенных в эпоху соцреализма полотен с удалыми тройками, ни агиток и плакатов с селянками в алых косынках. Мы поговорим о высоком, о настоящем искусстве, прислушавшись к Пабло Пикассо, который говорил, что «искусство – ложь, которая делает нас способными осознать правду».

«Витязь на распутье», 1882 г. Художник Виктор Васнецов.

Вот именно так, как в этом былинном сюжете, который запечатлел известный художник, может чувствовать себя сегодня большинство накануне дня голосования. Говорят, окончательный вариант картины маслом на холсте был написан в 1882 году для Саввы Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к критику Владимиру Стасову Васнецов признавался: «…На камне написано: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти» – на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Как видите, художник-передвижник явно «двигал» надписями на своей картине. Но критик Стасов картину хвалил.

В начальных эскизах витязь на полотне был повернут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, фигура витязя стала монументальней. Говорят, в первых версиях картины была еще и дорога, Васнецов убрал ее в 1882 году для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне. Но он-то есть! Мы прекрасно об этом знаем.

«День выборов», 1948 год.

Главное, чтобы в вашей семье не было так, как на картине американского иллюстратора Нормана Роквелля. Кстати, он любимый художник Стивена Спилберга. Сюжет на картине почти исторический – это были знаменательные для США президентские выборы 1948-го. Муж с женой бурно ссорятся: он – за Дьюи, она – за Трумэна. Малыш льет слезы – о нем забыли, собака наблюдает, кот решил, что с ним играют и намерен цапнуть газетку, даже плюшевый мишка Тэдди задумчиво чешет затылок лапой.

Трумэн считался аутсайдером выборов на протяжении всей гонки. Никто, включая его родную демократическую партию, не верил, что он сможет побить знаменитого и яркого Дьюи. Говорят, даже Chicago Daily Tribunе вышла с передовицей о победе Томаса Дьюи, не дожидаясь подсчета голосов. Потом им пришлось выпускать опровержение. Когда потрясение пройдет, аналитики определят, что Трумэна избрали рядовые трудящиеся. Талантливо проведенная предвыборная поездка по стране обеспечила Трумэну голоса фермеров и сельского населения, в городах за него проголосовали мелкие клерки и лавочники. Снобы, вроде Дьюи, не проканали. Победил простой и ясный американский парень Гарри Трумэн. Это к вопросу о «темных лошадках», которые порой удивляют и приходят первыми, несмотря на прогнозы.

Картина «Гречневая каша – матушка наша» написана в 1900­е годы.

Художник Владимир Амосович Табурин тогда создавал серию открыток с лубочными картинками, иллюстрирующими пословицы, для рекламной кампании «Зингер». Известная пословица, ставшая названием для картины имеет продолжение: «… а хлебец ржаной – отец наш родной». Коллеги-иллюстраторы художника бранили за дурной вкус и устаревший стиль. Но Табурин не унывал: людям нравилось. До сих пор нравится. Открытки из этой серии сегодня – антиквариат. Гречка-ядрица и рассыпчатая каша-кормилица из меню ресторанов по-прежнему не исчезла. А фамилии коллег-завистников, бранивших автора, никто не помнит.

Картина кисти Иеронима Босха «Фокусник», 1500­е.

Босх считается одним из самых загадочных художников в истории западного искусства. На картинах – сплошные символы, способные пощекотать нервы, заставляющие напрячь мозги. Босх был еще тем приверженцем эзопова языка. Вот и эта картина не из простых, хотя считается одной из ранних работ художника.

Справа на ней изображен фокусник, который установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. К удивлению зрителей, фокусник показывает маленькую лягушку, которую он якобы вынул изо рта старика. В это время, воришка (слева на картине), возможно, напарник фокусника, опустошает карман зазевавшегося простофили. Из корзины смотрит сова – типичный для Босха символ зла. Под столом сидит маленькая собачка или обезьянка в костюме шута – символ обмана. Такую сцену можно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другими могут быть лица и одежда, но простофили все так же следят за наперсточником или фокусником. «Склонность человечества к глупости может привести к злу», – как бы говорит уже нам Иероним Босх. Мораль проста: следите за руками.

Уильям Хогарт. «Голосование» (из цикла «Выборы»), 1755 г.

Хогарт был не просто художником. Это был живописец-баснописец, считавший своим долгом с помощью художественного творчества искоренять пороки общества. Аж четыре картины маслом посвятил британец Хогарт процедуре парламентских выборов на родине современной демократии. Запечатлел все их «прелести». В основу легли четыре эпизода, разоблачающие проведение избирательной кампании: «Предвыборный банкет», «Вербовка избирателей», «Голосование», «Триумфальное шествие». Все четыре картины маслом из этого цикла наполнены множеством элементов и комических подробностей. Показан на картинах и разнузданный предвыборный банкет, и подкуп избирателей, и драка, которую затевают виги и тори после объявления победителя. А сюжет собственно в день голосования, что на представленной картине, тоже на грани фарса: в очереди толпятся умалишенный (которому подсказывают, кому отдать предпочтение) и умирающий, которого заносят на руках – ни один голос не должен быть потерян.

«За рулеткой», художник Эдвард Мунк.

Мунк – экспрессионист. Тема казино, игры в рулетку была близка многим художникам. Люди творческие – мягкие, зависимые. Многим не давал покоя со свистом летящий шарик, могущий в одно мгновение кого-то сделать сказочно богатым, а кого-то – оставить нищим. Маяковский вот тоже изображал рулетку… с железкой в стиле кубизма. Искусствоведы говорят, что в своей работе «За рулеточным столом в Монте-Карло», написанной в 1892 году, Мунк изображает себя самого, записывающего в блокнот номера, выпавшие на рулеточном колесе. Казино поразило его изобилием красочных сцен и сюжетов, которые можно наблюдать за игровыми столами. Его дневник красноречиво свидетельствует об игорной зависимости, сам он свою страсть к игре называл «горячкой». Среди картин и документов, оставшихся после смерти художника, сохранилось несколько листков блокнота с последовательностями цифр. Мунк пытался «просчитать» рулетку. Его увлекали тайны магии чисел, попытки понять «систему чисел», сами «системщики», пытающиеся победить рулетку по определенной математической стратегии. Но у него не получилось. Говорят, за время пребывания на юге Франции, Мунк проиграл почти все свое состояние и даже обратный билет ему купили чужие люди.

Выборы тоже всегда рулетка. Когда человек делает важную ставку, его могут отвлекать чем-нибудь соблазнительным, ярким, аппетитным, красивым, сочным. Важно помнить, что вы – человек разумный, а чувства можно держать в узде. Как говорится: делай, что должен, и будь что будет.

Яна Снегирева

15:02 15.09.2016
954

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 970x90px 970na90