Получить социальные услуги станет проще

Информация о решении окружного правительства выдавать сертификаты на социальное обслуживание одиноких граждан старшего поколения и инвалидов, опубликованная в № 28 еженедельника «Самотлор-Экспресс» заинтересовала и югорчан, и, как ни странно, сотрудников управления социальной защиты одного из муниципальных образований региона, куда обратились за разъяснением читатели нашей газеты, ознакомившись с  данной информацией.

Нам стало известно об этом от сотрудников ведомства, позвонивших к нам в редакцию за пояснением. На самом деле, ничего удивительного в этом нет. Такое случается: решение принято и СМИ информирует население о нем быстрее, чем спускается документ по вертикали ответственным персонам и службам. По нашей просьбе разъяснения о порядке и условиях оказания социальных услуг с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442­ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с 1 января 2015 года и принятого решения правительства Югры, нашим читателям дала первый заместитель директора Департамента социального развития автономном округа Ирина Уварова.

 

-­ Ирина Александровна, какие на самом деле изменения произошли в законодательстве по социальному обслуживанию одиноких граждан старшего поколения и инвалидов?

- С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442­ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который заменяет собой действующие в настоящее время Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения в стране, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества и эффективности. Именно он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в нашей стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

В Законе с учетом наилучшей практики работы субъектов РФ изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления – стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), – что облегчает понимание гражданами своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем. Благодаря этому повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращается маршрут движения граждан (семей) за социальными услугами и трудоемкость их получения.

Закон создает предпосылки для привлечения к предоставлению социальных услуг юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес­-сообществ, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.

 

­- А что изменится именно для пенсионеров и инвалидов?

- Впервые законодательством вводится новое направление работы учреждений социального обслуживания – социальное сопровождение граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, и основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.

Нормы Закона направлены на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, разработку и реализацию мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

 

-­ На каких условиях югорчане могут воспользоваться данной возможностью?

- Оказание социальных услуг осуществляется на основании заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, учитывая индивидуальную потребность гражданина, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, в то время как для поставщика социальных услуг – обязательный.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

Учреждения социального обслуживания – поставщики социальных услуг – в течение суток с даты представления индивидуальной программы осуществляют зачисление получателя социальных услуг на социальное обслуживание на основании своего приказа, заключают с ним или его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, стоимость социальных услуг, в случае если они предоставляются за полную или частичную плату.

 

­- Бесплатное предоставление таких услуг исключается?

- Нет, отдельным категориям граждан социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. К таким категориям относятся несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, граждане, среднедушевой доход которых ниже установленной предельной величины. Для нашего субъекта размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума (Закон автономного округа от 26.09.14 г. № 76­оз «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в ХМАО – Югре»).

В настоящее время бесплатные услуги получают граждане, доход которых ниже одного прожиточного минимума.

Таким образом, с 1 января 2015 г. численность граждан пожилого возраста, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, увеличится.

Инвалидам и ветеранам ВОВ, инвалидам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов ВОВ, инвалидов и ветеранов боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, входящие в перечень социальных услуг, предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода получателя социальной услуги. Перечень льготных категорий с 1 января 2015 г. сохранится.

 

­- Если услуги будут предоставляться некачественно, как их получатели могут повлиять на ситуацию?

- Гражданин вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в автономном округе. При этом поставщику компенсируются затраты на предоставление социальных услуг в соответствии со стоимостью индивидуальной программы, рассчитанной по подушевым нормативам финансирования социальной услуги.

В целом реализация Федерального закона в автономном округе позволит закрепить единые стандарты оказания услуг, адресный подход к предоставлению социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей граждан. Внедрение индивидуальной программы предоставления социальных услуг с установленными сроками ее реализации направлено на эффективное оказание социальных услуг, устранение ситуации, в связи с которой гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании.

 

- Все ли нормативные документы подготовлены и утверждены?

- В связи с принятием и на основании Федерального закона в Ханты­Ман­сийском автономном округе – Югре в 2014 году необходимо принять 30 нормативных правовых актов. По состоянию на 12 ноября 2014 года в автономном округе приняты 22 нормативных правовых акта, в том числе:

• два Закона Ханты-­Ман­сийского автономного округа – Югры;

• 17 постановлений правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

• одно Постановление губернатора автономного ок­руга;

• один приказ нормативного правового характера Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В настоящее время оставшиеся восемь нормативных правовых актов разработаны и находятся на стадии согласования, из них:

• два проекта Закона автономного округа («Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных ус­луг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и признании утратившим силу Закона ХМАО – Югры «О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»), распоряжения правительства автономного округа о проектах указанных законов приняты на заседании правительства автономного округа 31 октября 2014 года, проекты законов будут рассмотрены Думой автономного округа 20 ноября 2014 года;  пять проектов постановлений правительства автономного округа проходят юридическую экспертизу и будут вынесены на очередное заседание правительства автономного округа;

• два проекта приказов нормативного правового характера Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры находятся на стадии согласования.

Подготовила Рината Каримова.

Редакция еженедельника «Самотлор-Экспресс» благодарит
за помощь в подготовке материала Управление пресс-службы губернатора округа

13:45 13.11.2014
Рекламный баннер 970x90px 970na90